Стремительное развитие современных компаний требует от руководителей департаментов расширения полномочий, знаний и хорошей ориентированности в смежных областях. Обязанности финансового директора давно вышли за рамки учета и финансового планирования, дойдя до стратегии роста, выработки тактики продаж, планированию маркетинга ,HR и др. Вся эта мультизадачность требует системного внимания и контроля, а некоторые KPI необходимо мониторить ежедневно. Следовательно, для грамотной работы финансового менеджмента необходима всегда актуальная информация и четкая и наглядная визуализация. Мы предлагаем ознакомиться с пятью приборными панелями, существенно упрощающими деятельность финансовых директоров:
Аналитика продаж
Чтобы знать, куда Вы идете, Вы сначала должны знать, где Вы стоите. Важнейшая стартовая аналитика – это состояние продаж. См.анализ продаж
Метрики, которые необходимы в данной приборной панели финансового директора:
- Закрытые сделки
- % успешных завершенных сделок
- Сделки, которые завершатся в ближайшее время
- Продвижение к ежеквартальным целям продаж
- % выполнения плана продаж
Контроль выполнения плана продаж еще более важен, если Вы недавно начали новую программу стимулирования продаж или запустили программу лояльности. Эта метрика строго обязательна и для финансового директора, и для маркетинг-директора.
Аналитика затрат
Ежедневный мониторинг производственных затрат, затрат на маркетинг и продвижение товара позволяет вам оперативно следить за колебаниями постоянных и переменных затрат, выявлять и корректировать незапланированные расходы, видеть области для оптимизации и сокращения затрат
Метрики, которые вы должны отслеживать:
- Различие в общей стоимости
- Изменения в затратах ресурсов
- Изменения в затратах на материалы
Согласно обнаруженному росту вовлечения средств, материалов или ресурсов в производственный цикл, вы можете сразу же выявлять причину – рост пошлин, курсовая разница валют, увеличение затрат на ФОП, усложнение сбытовой логистической цепи и тп. Следовательно, на некоторые показатели можно повлиять, оптимизируя их сменой подрядчиков, тендерными процедурами и т.п.
Анализ валового дохода и маржинальной прибыли
Ежедневный мониторинг может показаться излишним, но зато у вас всегда будет возможность отследить минимальные отрицательные величины и откорректировать их значения, выдав свои рекомендации смежным отделам компании. См.анализ финансов.
Метрики, дешборда о доходах:
- Успехи сделаны на цели дохода
- Любой регресс от цели дохода
- Маржинальные колебания с разбивкой по источникам
- % Маржи и % наценки
- LTV (пожизненная ценность клиента)
Последний показатель очень важен на краткосрочных стратегиях, когда вы стазу можете видеть реальную эффективность выбранных действий. Не стоит ждать конца месяца или квартала, чтобы понять полную картину ваших доходов. Если проводить системный мониторинг – вы сможете извлекать максимальную выгоду из реально работающих на рост доходности действий и блокировать те, что приводят к недополучению прибыли.
Аналитика лучших товаров и услуг
Понимание наиболее прибыльных позиций и наиболее продаваемых товаров в вашем ассортименте – это ключевой элемент формирования стратегии продаж и финансового планирования. Системно отслеживая колебания топовых позиций, вы увидите реальное влияние сезонности на ход продаж. А также сможете полагаться на фактических данных при бюджетировании и планировании следующих периодов. См. метеозависимость продаж.
Метрики, которые необходимо отслеживать:
- Достигнутые цели продаж по sku, топовые маржинальные продукты
- Топ-продаж по объему/количеству
В аналитической панели вы получите визуализацию всех самых актуальных сводных данных в компании. Оболочка BI системы предоставит вам прекрасную наглядность и кликабельность, где вы можете «нырнуть» в данные и дойти до конкретного чека из вашего кассового ПО. Но все эти современные инструменты призваны ответить на ваш вопрос «Почему?» и без вашей пытливости, желания влиять на бизнес и управлять всесторонним развитием компании, эффекта не произойдет. BI-системы помогают отвечать на вопросы, и принимать взвешенные быстрые решения на основе достоверной картины данных о бизнесе.
Анализ удовлетворенности потребителя
Анализ потребительской удовлетворённости – это важнейший показатель. Ведь если клиент любит продукт доверяет производителю, он рекомендует его, он становится «адвокатом бренда», ваша потребность в инструментах маркетинг-микс снижается, снижаются расходы, а спрос на продукцию более стабилен. Управление репутацией и постпродажным сервисом крайне важные аспекты ведения клиентоориентированного бизнеса.
Отслеживайте процент оттока клиентов, частоту повторных покупок, охотно ли используют вашу систему лояльности или стимуляции дополнительных/смежных покупок, процент возврата товаров и многое другое.
Метрики, которые следует мониторить:
- Изменения среднего коэффициента оттока клиентов к предыдущему периоду, к среднеквартальному, среднегодовому
- Клиенты, сократившие объем покупок со временем
- Клиенты, тратящие меньше денег со временем
- Коэффициенты оттока по картам лояльности
Крайне важно в работе с клиентами иметь проактивный подход, поскольку, грамотная аналитика позволит вам не только выявить ушедших Клиентов и вернуть их, но и определить пул потенциально готовых уйти и удержать их специальными точечными акциями. См. пример
Понимание ежедневной гибкости Вашей компании в денежных резервах позволяет Вам быть такими же гибкими в стратегических решениях. Вы намного охотнее выделите средства на инвестиции в развитие продукта, бренда, ИТ или покупку инновационной технологии на производство. У вас всегда есть ответ на то, сколько свободных средств есть у вашего бизнеса на возникшие цели.
У вас есть возможность влиять на прибыльность и стратегическое поведение компании и не просто оперировать цифрами. Сводная аналитика в «приборных панелях» или KPI-панелях – это удобный инструмент ежедневного контроля ключевых показателей компании.
Мы, как ИТ-интегратор систем бизнес-аналитики, реализовали огромное множество панелей аналитических приложений для руководителей компаний и структурных подразделений. То, какие показатели мониторить – выбираете вы, а как свести их в единую системную визуализацию с самыми свежими транзакциями и аналитическими отборами – это уже задача наших проектных специалистов.
Разработчик BI систем Qlik Sense и QlikView позаботился о том, чтобы вы быстро, удобно и интуитивно работали с аналитическими приложениями и забыли о сложных синхронизациях, извлечениях данных и трудоемком анализе. Узнайте больше, отправив запрос нашим специалистам на демонстрацию подобных решений для финансовых директоров крупных компаний Беларуси.