Существует множество каналов мошенничества в рознице, одними из самых распространенных являются махинации с дисконтными картами и возвратами.

kassirДовольно часто продавцы в розничных магазинах проводят следующую махинацию: они выбивают чек на определенный товар, который был куплен покупателем. Деньги в кассу вносятся, однако через несколько часов продавец выбивает возврат товара, что говорит о том, что покупатель якобы вернул некачественный, бракованный или непонравившийся товар. На самом деле никакого возврата не было, и товара в магазине нет, а деньги продавец забирает себе. А товар, который находится у покупателя, списывается как бракованный, без какой-либо проверки. Эту махинацию знают многие современные и опытные продавцы, а отследить данный вопрос можно, только если постоянно сравнить возвраты с реально имеющимися бракованными товарами. Обычно такие махинации выявляются во время проведения инвентаризации, поскольку на складе магазина будет отсутствовать бракованный товар, который покупатель якобы вернул в магазин продавцу.

Другим видом мошенничества продавцов является тот, который предполагает, что продавцы заводят себе личную дисконтную карту, которая является накопительной. То есть с каждой покупкой на эту карту начисляются денежные средства или какие-либо бонусы. Продавец отпускает товар покупателю, после чего фиксирует свою дисконтную карту, в результате чего цена проданного товара становится меньше. Разницу он забирает себе из кассы. Однако это может получиться только тогда, когда покупателю не нужен чек. Обнаружить данный вид мошенничества можно только с помощью контроля людей, которые имеют дисконтные карты, поскольку при их регистрации клиенты указывают свои данные. При анализе может выявиться, что один из держателей карты в месяц приобретает огромное количество товара, причем может даже оказаться, что он является совершенно одинаковым. В этом случае можно быть уверенным в том, что продавцы таким образом получают лишние денежные средства.

С помощью аналитических объектов приложений QlikView и QlikSense Вы сможете легко находить и отслеживать такие случаи. Допустим, анализируя имеющиеся дисконтные карты можно изучить какое количество чеков и на какую общую сумму или средний чек делают покупки их держатели в течении месяца. Предположим, что покупатель с дисконтной картой может приходить за покупками на крупные суммы в течении месяца 8 раз, следовательно, карты превысившие эту границу стоит взять под наблюдение. Так же можно отследить в каких магазинах делают покупки это дисконтные карты – в одном или в разных.

Особенное внимание следует уделить картам, которые успевают делать покупки в разных магазинах разных городов или даже областей. Если эта дисконтная карта используется только в одном магазине, то можно предположить, что один из кассиров пользуется своей картой, пробивая товар покупателям.

поиск махинаций в магазине

Так же в приложениях QlikView и Qlik Sense есть возможность анализировать возвраты товара. Кроме того возвраты можно разделить на 2 типа: чек на возврат и чек на возврат по чеку. Стоит проанализировать, например, какую товарную группу или конкретный товар покупатели возвращают чаще всего. Возможно, это связано с качеством товара либо прошла акция и многие покупатели передумали. Можно изучить во всех ли магазинах такая ситуация.

mahinat1 2

Например, в одном магазине очень часто возвращают товары определенной группы, но в других магазинах такого нет. Причин может быть много – разные поставщики, либо не добросовестные работники (если это касается кулинарии), специальная акция, которая проводится только в этом магазине либо у определенного товара плохо считывается штрих-код и кассиры часто делают ошибки при самостоятельном вводе и т.д. Так же следует проверить вероятность того, что кассир может провести возврат чека, который клиент оставил либо несколько раз пробивать один и тот же товар, а потом отменять чек.

mahinat1 3

Все эти мелкие, на первый взгляд, мошенничества могут быть выявлены при систематическом анализе.

Если вы хотите проконсультироваться по поиску каналов мошенничества в вашей розничной сети - напишите запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и мы покажем вам аналитику Qlik в действии на реальных примерах.